Каждый третий россиянин еженедельно посещает коммерческие объекты на первых этажах дома
Сектор коммерческой и торговой недвижимости в нашей стране оперативно подстраивается под текущую ситуацию: рост конкуренции и спроса предопределяет развитие новых форматов, удовлетворяющих потребительский спрос современного жителя новостроек.
Если раньше внимание ритейла и девелоперов было сосредоточено на крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, то в последнее время реализация проектов жилых комплексов в регионах позволяет успешно развивать инфраструктуру и там, преобразовывая торговую недвижимость в более доступную и привлекательную для бизнеса. В свою очередь, это приводит к созданию новых рабочих мест, жителям становится доступным более разнообразный торговый ассортимент.
Роль коммерческой инфраструктуры в развитии регионов трудно переоценить, поэтому за этой сферой следят и на законодательном уровне, ориентируясь на то, чтобы застройщики возводили не только «квадратные метры», но также создавали комфортную среду для проживания. Так, теперь законодательно закреплено, что в Московской области на первых этажах новостроек будут располагаться лишь коммерческие и технические помещения.
Если обратиться к ретроспективе, торговая инфраструктура нашей страны прошла через ряд знаковых трансформаций. В XVI веке в России популярными были ярмарки и базары. Спустя два столетия появились аналоги современных торговых центров – торговые дома. После Октябрьской революции вся торговля оказалась под контролем государства. Все, что не относилось к основным продуктам питания быстро исчезло из обихода, а магазины стали похожи на военные склады, где товар выдавался по карточкам.
В 1930-е годы на территории СССР стала формироваться сеть «гастрономов», в которых часто открывали кафе с простой едой – котлетами с гарниром, пельменями, сосисками и т.д. В 70-е годы прошлого столетия начали появляться предшественники современных супермаркетов – универсамы. Главным новшеством в них стало то, что товары фабричного производства были заранее расфасованы сотрудниками, а покупателям нужно было самостоятельно выбирать их на полках и приносить к кассе для оплаты. К концу XX века рынки и магазины начали перепрофилироваться: стало появляться все больше торговых площадей под брендами зарубежных компаний. Здания, в которых когда-то находились привычные «Продукты», стали площадкой для нового товарного разнообразия.
Столь разительные перемены от десятилетия к десятилетию свидетельствуют о максимально вариативных возможностях сферы ритейла в России. Адаптивность коммерции к внеше- и внутреннеполитическим изменениям и чуткость к настроениям покупателей побуждают специалистов внимательно анализировать текущую ситуацию. Это во многом помогает предопределить путь развития современной коммерческой недвижимости, удовлетворяя спрос населения и формируя комфортную среду.
В частности, эксперты «Главстрой Регионы» решили выяснить, поддерживают ли россияне новую региональную инициативу о «коммерческих» первых этажах. В опросе приняли участие порядка полутора тысяч человек в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих по всей территории РФ. Согласно полученным данным, лишь треть опрошенных, 32%, оценивают новый закон негативно. Остальные же напротив относятся либо позитивно, либо как к закономерной данности.
В компании также поинтересовались, какие именно коммерческие объекты хотели бы видеть респонденты на первых этажах жилых комплексов. Оказалось, что востребованы объекты практически всех направлений. 29% опрошенных высказались в пользу сегмента HoReCA (кофейни и рестораны, еда на вынос и прочее). Второе место разделили досуговые объекты и точки розничной торговли на пару с ПВЗ – по 24% голосов. Оставшиеся 23% хотели бы, чтобы в доме располагалось больше beauty- и wellness-проектов – салоны красоты, парикмахерские, стоматологии, аптеки и пр.
Также, каждый третий респондент признался, что посещает коммерческие объекты на первых этажах своего дома ежедневно или еженедельно, 42% – по необходимости, 28% не посещают.
«Результаты опроса оказались вполне ожидаемыми, ритейл уже давно идет навстречу покупателю, используя не только современные тренды, стратегии и технологии розничной торговли, но и опираясь на накопленный опыт. Потраченное время в молле или торговом центре современный потребитель может существенно сократить благодаря магазинам, кафе и пунктам выдачи заказов, располагающимися непосредственно в доме. Принятый закон позволит привлечь новые бизнес-идеи и расширить пулл предоставляемых услуг для жителей новостроек с учетом того, как меняются их предпочтения. В свою очередь, это позволит сделать жизнь на территориях ЖК более комфортной со всем необходимым в шаговой доступности», – подытожил исследование Никита Николаев, руководитель отдела аренды «Главстрой-Недвижимость».
Информация предоставлена MRC-club