Александр АНТРОПЕНКО, гендиректор АО «Основа Холдинг»: «Омску надо выходить за пределы казематно-крепостного мышления»
Есть возможность изменить берега реки Омь. Она превращается в болото, в нее сливают что попало, а берега становятся свалкой мусора.
Проектировать жилой комплекс по ул. П. Некрасова и набережную Оми рядом с ним будут омские архитекторы. Об этом главному редактору газеты «Коммерческие Вести» Марату ИСАНГАЗИНУ рассказал генеральный директор АО «Основа Холдинг» Александр АНТРОПЕНКО. Он ответил и на ряд других вопросов, связанных с этой застройкой и строительными перспективами города Омска в целом.
– Александр Владимирович, как вы относитесь к критике ваших планов по застройке на улице П. Некрасова?
– Есть две позиции. Можно жить прошлым, застыв и не допуская ни малейших изменений. А можно – будущим, с уважением относясь к этому прошлому, но понимая, что оно позади: изменились люди, изменилось время. Не слишком ли много молодежи покидает наш Омск? Остановить эту миграцию возможно только одним: дать им увидеть перспективу. Не застывший на уровне казематов Федора Достоевского или хрущевок 60-х Омск, а развивающийся живой миллионный город. Безусловно, при этом мы говорим об архитектуре.
Будущая застройка на улице П. Некрасова не единственный наш проект. Только сегодня утром встречался в связи с реконструкцией помещений, которую проводит ООО «Строительные материалы Сибири», разговаривал с Банком ВТБ по поводу строительства испытательного полигона Ростеха, позже будет встреча с проектировщиками школы на Космическом проспекте. Когда обсуждаешь проблемы уже продвигающихся проектов, когда знаешь, что на этих объектах работает по 200 человек, понимаешь: жизнь здесь продолжается и движение есть. На наших встречах с руководителями образовательных учреждений (например, с и. о. ректора ОмГТУ Дмитрием МАЕВСКИМ о совместных проектах по IT-технологиям) мы обсуждаем замыслы того, что будет работать лишь десятилетия спустя, но их основы закладываются сегодня.
А просто спорить, не желая делать, можно долго. Эти споры зависят от уровня подготовки участников дискуссии, от их настроения, событий в их жизни. Когда сегодня я проезжал по центру и еще раз посмотрел на раскритикованное здание ЖК «Новый пионер» на Лермонтова в створе нашей площадки на Некрасова – недалеко от будущего пешеходного моста через Омку, в очередной раз убедился, что оно не инородно старой постройке, а, наоборот, обновляет ее своим нестандартным обликом. В связи с этим подумал о том, что текущая обстановка в нашем государстве, в мире в целом подталкивает нас к пересмотру позиций, пора консолидировать общество.
Мы обратились за экспертной оценкой стратегии застройки на улице П. Некрасова в федеральный Союз архитекторов. Пусть своим непредвзятым взглядом посмотрят специалисты российского уровня. Встречи, выступления были не зря: они помогают нам исключить ошибки в конструкциях проекта.
Безусловно, мы изучили все замечания, с заседания градостроительного совета. Многие вопросы уже сняты.
– Например?
– Там прозвучал вопрос о плотности застройки. Мы еще раз проанализировали и выяснили, что плотность застройки даже ниже, чем предусматривается по нормативам. Были предложения сдвинуть пешеходный мост, чтобы привязать его к будущей площадке размещения памятника Бухгольцу. Изучили: да, это можно сделать. Но попросили: дайте точный документ, где будет эта площадка со стороны улицы Лермонтова. Но пока документа не получили. Рассмотрели вопрос о единственной 19-й гимназии и увидели перспективу 64-й школы с учетом мостового перехода. Да и 19-я гимназия справляется с этой задачей.
– Но при чем здесь мостик, он же не располагается на вашей будущей стройплощадке?
– Проектировщики увязывают комплекс с окружающими и примыкающими площадями, объектами, улицами, зданиями, сооружениями и окружающим ландшафтом.
– Вы взяли на себя и проектирование набережной Оми на правом берегу перед впадением в Иртыш?
– Я вижу застройку градообразующей реки Омь – не только на нашем участке – в виде красивых высотных сооружений, потому что это должен быть новый город, город будущего, город IT-специалистов, врачей, учителей, архитекторов, созидателей, профессионалов, чьи специальности еще даже не появились.
– Но участок на набережной вам же не принадлежит? Это или муниципальные, или неразграниченные земли.
– Нет, но мы взяли на себя обязательство стать инвесторами по разработке проекта. Есть возможность изменить берега реки Омь. У меня сердце болит, когда вижу, что никто не занимается этой рекой, от которой получил имя наш город. Она превращается в болото, в нее сливают что попало, а берега становятся свалкой мусора. Мы смотрим фильмы о колонизации Марса, а у себя под боком допускаем все это – прямо в центре Омска. Не на Марсе нужно строить новые современные города, а на Земле. С новым технологическим уровнем сопровождения жизненного пространства.
– То есть вы предлагаете продолжить преобразование берегов Оми и выше по течению? Уже не только вашими силами?
– Мы еще раз посмотрели на стихийную застройку вдоль Оми до Октябрьского моста, видна необходимость создания рабочей группы муниципалитетом по обустройству этой части Омска и внесению изменений в генеральный план.
Меня радует, как застраивается Левобережье. Но необходимо изменять и центр города – организоваться в плане коммуникаций, сферы обслуживания, комфортных мест для прогулок, убрать где-то ограждения, которые в силу интересов собственников не придают комфортности другим омичам. Мы активно двигаемся на левый берег, не разобравшись с тем, что происходит на правом. Занимаясь будущей школой на Космическом проспекте, мы, например, обнаружили бесхозяйные водоводы, которые частично пролегают на участках, принадлежащим соседнему ТСЖ, – пересекаются интересы.
Депутатам, сотрудникам муниципалитета пора пересматривать концепцию отношения к городу, контактировать со всеми собственниками городского пространства. И не бояться иногда говорить правду. Взять разрушающиеся жилые дома на улицах Куйбышева и Жукова. Да, они частные. На них же страшно смотреть. А если пожар? Надо искать компромиссы, общаться с собственниками и принимать решение.
К тому же продолжение строительства на Левобережье, Тюкалинском тракте нуждается в дополнительных мощностях по электро-, теплоснабжению. А здесь в центре все уже есть, а значит, себестоимость жилищного строительства на создание инженерной инфраструктуры снижается на треть.
Когда мы говорим о развитии центра Омска как миллионного города, надо, на мой взгляд, выходить за пределы казематно-крепостного мышления. Если честно, я не знаком с яркими проектами тех, кто сейчас критикует будущую застройку на улице П. Некрасова. Критиковать, поносить всегда легче, чем работать, созидать.
– Насколько я понимаю, территория будущей застройки не пересекается с территорией Омской крепости?
– К Омской крепости это пространство сегодня никакого отношения не имеет. Дай бог тем, кто занимается крепостью, сил и средств привести ее в порядок. Крепость территориально сформирована. Но сходите туда в выходные дни – она пустует. Люди туда не идут. Она не живая. Нет там народной тропы. Мы же хотим сделать на Некрасова посещаемое, общегородское, самодостаточное пространство, работающее на омичей! 30% от всей площади застройки будет отдано под помещения общественно-делового назначения. Здесь есть несколько зданий и сооружений, которые не являются памятниками архитектуры, достопримечательностями города, но стали за давностью лет постройки – начало XIX века – памятниками истории. Таким зданием, например, является офис Омскэнерго, который реконструировали несколько лет назад при сохранении внешнего облика. Ему дали вторую жизнь.
Точно так мы думаем, как отремонтировать и наполнить жизнью бывшую насосную станцию и саму ТЭЦ-1, которые также являются памятниками истории.
Сейчас в том числе с участием университетов разрабатывается техническое задание на реконструкцию бывшей угольной ТЭЦ-1, чтобы оно могло дальше служить омичам, быть центром притяжения. У нас были мысли по созданию действующей модели электростанции на газе, ТЭЦ в миниатюре, открытой для посетителей, были даже переговоры с Siemens, но не срослось. Здесь нужно что-то современное, высокотехнологичное, как у китайцев, которые насыщают зрелищной частью свои исторические объекты. Но в Омске остро не хватает специалистов в этой части. Приходится искать.
– Вот омские архитекторы обижаются, что их мало привлекаете.
– Подписан договор на проектирование набережной с омскими архитекторами. Проект микрорайона на П. Некрасова тоже будут делать омские архитекторы, но под контролем авторов стратегии из московского Архитектурного бюро ASADOV.
В первой половине года закончим оформление договоров на проектирование микрорайона, в следующем году, дай бог, получим разрешение на строительство, начнем строить. Реконструкцией зданий насосной и механических мастерских займемся уже в этом году.
К тому же в ходе строительства будет усилена надежность инженерных коммуникаций, от которых питаются и соседние исторические здания на улице Партизанской. В частности, от здания ТЭЦ будет вынесена электроподстанция.
Приглашаю смотреть не с текущей позиции – из прошлого, а из будущего. А иначе что мы передадим следующим поколениям? Свои мысли о том, что прошло, о том, что им не удалось сделать? Почему такие мысли должны быть определяющими? В СМИ в полемике критики называют проекты новой застройки как «Омск – город без прошлого». То есть они предлагают на въезде написать «Омск – город без будущего»?
Мы видим в перспективе Омск третьей столицей. В ближайшие десятилетия это должен быть не миллионный город, а 1,5-миллионный по населению. Мы рассматриваем этот проект как начало серьезного преобразования Омска и рассчитываем, что горожане, проектировщики, строители, бизнес-сообщества станут нашими партнерами в этом и создадут новую историю.
Источник: http://kvnews.ru