Почему не получилось с Мультилистинговой Системой в Омске
Некоторое время назад Риэлторские Ассоциации города Омска с большим энтузиазмом встретили предложения от наших соседей – Новосибирской Ассоциации – о совместном использовании Мультилистинговой системы (МЛС), как инструмента, регламентирующего деятельность агентств и брокеров на рынке недвижимости. МЛС в Новосибирске существует уже более 10 лет – Юбилейный возраст. Перед членами ассоциаций Омска выступил с предложениями Исполнительный директор Новосибирской Ассоциации А. Зимарев. Он является фактически и разработчиком, и руководителем МЛС.
Анализ и обсуждение Новосибирских предложений в основном пошёл по пути программного обеспечения МЛС, не касаясь самой сути системы, порядка её функционирования на Новосибирской земле, результатов, недостатков и успехов, достигнутых с помощью мультилистинга. С точки зрения омских представителей были выделены упущения в программном обеспечении новосибирцев, вследствие чего, принято решение разработать более продвинутую свою версию. В итоге появилось предложение: привлечь в качестве разработчиков программного обеспечения специалистов одного из агентств недвижимости Омского Союза Риэлторов (ничего плохого сказать о них не могу). Такая программа родилась. Дело даже дошло до предложения сформировать единую Омскую базу объектов. И на этом всё закончилось.
Почему не пошло дальше? Да потому, что в итоге получилась не МЛС, а новый портал, содержащий базу недвижимости и некоторые дополнительные опции (по типу «МЛСН»)! И пенять на инертность фирм ко всему новому неприлично. Фирмы надеялись на появление системы, которая будет обеспечивать стабильность, защиту и комфортность бизнеса. Надо правильно ставить задачи, тогда и отношение к новациям станет иным.
Что такое МЛС на современном рынке, какие цели с её помощью можно реализовать? Есть ли необходимость и возможность её использования в реалиях Омска? Какую цель будет преследовать внедрение МЛС? Это ключевые вопросы, которые необходимо решить профессиональному сообществу. Обсуждение программного обеспечения, набора программных опций – вторично по своей природе.
Исторически МЛС появилась в США около 100 лет назад (тогда речи о компьютеризации вообще не было). Эта система существует и поныне, совершенствуется и достигла силы Закона в отсутствие государственного регулирования риелторского бизнеса. Впоследствии, МЛС на национальном уровне прижилась в Канаде, Франции. МЛС содержит в себе стандарты практики, базовую подготовку специалистов всех уровней, систему контроля, регламент взаимоотношений на всех этапах подготовки и проведения сделок, рост численности участников, выполняющих эти правила. То есть система обеспечивает, допуск в профессию через государственные и коммерческие образовательные учреждения и допуск в бизнес через сертификаты соответствия и дипломы (попробуйте найти отличия от системы Добровольной сертификации, разработанной РГР). Причем, исполнение регламента участия в МЛС стало очень жестким инструментом, который по мере своего совершенствования, исключил необходимость государственного нормирования и контроля за этой сферой бизнеса.
На чем зиждется МЛС? Во-первых, это эксклюзивность! договорных отношений между клиентом и агентством (брокером) по работе с недвижимостью; во-вторых, это единая база эксклюзивных! объектов, выставленных на рекламу, с качественной предварительной! подготовкой документов на объект; в-третьих, МЛС – это основной источник рекламы, а в ряде случае единственный; в-четвертых, это финансовая заинтересованность участников в подборе объектов только из базы МЛС; в-пятых, это обучение агентов и брокеров по национальным стандартам; в-шестых, это стандарты практики и нормы этики при рекламировании, подготовке, проведении сделок. Наконец, это контроль со стороны МЛС за выполнением принятых норм, правил, регламента. Контроль очень жесткий, вплоть до отлучения от рекламы через исключение из МЛС.
27 июля Российская Гильдия Риэлторов провела открытый круглый стол по вопросу стандартов при делении комиссионным вознаграждением между участниками сделок. Развитие идёт!
Реализация всего вышеперечисленного требует времени на восприятие участниками рынка недвижимости необходимости применения в практике этой системы вместо существующего волюнтаризма, расцветшего на омском рынке. Очевидно, все аспекты МЛС взаимосвязаны, решать их одномоментно невозможно. А вот отранжировать этапы внедрения по значимости и последовательности необходимо.
Итак, главный акцент был сделан на сравнении опций программы Новосибирской ассоциации (действует более 10 лет) и предложений омских разработчиков. Среди будущих возможностей были предложены такие как: деление базы объектов рынка недвижимости по виду (вторичный рынок, новостройки, аренда и т.п.); возможность выгрузки базы данных в ряд других продвинутых рекламных источников и пр. Но, господа, программа – это «лопата» копаря и не более. Конечно, чем лучше лопата, тем эффективнее копание. Но лопата без «копаря» – ничто. Не случайно в программе Новосибирска, которую уже неоднократно предлагали и предлагают за символическую оплату, только сейчас (по истечении 10 лет) появился раздел «Аренда», но до сих пор нет базы новостроек, базы ипотечных программ банков и т.д. Зато есть описание качества зданий, сроки будущих кап.ремонтов, конечная стоимость и срок реализации объектов и пр. Кто скажет, что такие сведения не нужны в практике нашей деятельности? Московская Ассоциация много лет тому назад предлагала нам свои наработки вообще бесплатно. В ней тоже нет дополнительных функций, не соответствующих сути МЛС. Почему так? Что, в Новосибирске или Уральской Палате Недвижимости, или в Москве программисты по своей квалификации ниже омских? Ответ очевиден – не хуже. Только один пример: возможна ли эксклюзивность при работе с новостройками? Очевидно, нет. В таком случае, если при исполнении услуги её эксклюзивность невозможна, то и программа не должна содержать такой опции.
Суть МЛС – это создание закона в обстановке полного беззакония!
В Омске фундамент для внедрения МЛС был фактически создан в 2012 году (в рамках НП «Омский Союз Риэлторов»). На это было затрачено четыре года и самым сложным было – изменение сознания участников в пользу внедрения и исполнения Национального Стандарта Практики РГР, зарегистрированного Росстандартом РФ, в обиходе – Добровольная сертификация. Фактически, для членов НП ОСР стандарт становился уже не добровольным, а обязательным. Этот Стандарт включал и включает все требования МЛС с элементами этапности внедрения (действует в 62 регионах РФ!) В другой ассоциации – в Омской Палате Специалистов по Недвижимости – также шла и идет работа по сертификации и аттестации специалистов. Пусть по другой программе, но идёт и вполне реально. Поэтому, объединяя усилия этих двух объединений, выработав единые нормы и требования, ещё можно, несмотря на упущенное время, навести порядок на омском рынке недвижимости. Этому может способствовать МЛС, правда, при правильном подходе.
По-моему, к этому вопросу стоит обратиться вновь, но уже с другой стороны. Как уже стало всем давно понятно, порядок в гражданском обороте недвижимости, в части роли в нём риелторского сообщества, государство пустило на самотёк. Правда, буквально в июне, оно оправдалось перед сообществом, признав «риелторов», как профессию. Пока только в принятии Профессионального Стандарта «Специалист по операциям с недвижимостью».
И. Осипов. Ю. Неупокоева