Рейтинг проблем ЖКХ: «А за что мы вообще платим?»
Чаще всего граждане не понимают, как набегают такие суммы и что делает их управляющая компания.
Откуда цифры
- Из года в год на первом месте в рейтинге обращений тема начислений, платы за жилищно-коммунальные услуги, — рассказала на Радио «КП» (fm.kp.ru) исполнительный директор «ЖКХ Контроль», член Общественной палаты Светлана Разворотнева. — Во-первых, люди все время спрашивают, почему эта плата растет. А во-вторых, не понимают, как она считается, за что мы вообще платим.
Недоумение вызвал, в частности, рост платы за ЖКХ в некоторых регионах с 1 января прошлого года. Это ж как, обещали же, что она будет расти только с 1 июля?
- Изменилось законодательство, и в платеж за жилищные услуги теперь входит плата за общедомовые нужды, и стоимость жилищных услуг у некоторых граждан заметно выросла, — объясняет Светлана Разворотнева.
Заметим, что за общедомовые нужды (это электричество, которое уходит на то, чтобы ездил лифт и освещалась лестничная клетка, отопление лестничной клетки и т. п.) мы платили и раньше, только учитывались эти затраты как коммунальные услуги. По идее от перемещения их из одной части платежки в другую общая сумма вырасти не должна была. Но… А вот так на местах изменили методику расчета. Есть по поводу чего проявлять недоумение.
Еще один вопрос, с которым связано больше всего непоняток, — плата за тепло.
- Есть две схемы оплаты. Первая — когда люди платят только в отопительный период, по счетчику. И зимой плата резко возрастает — но хотя бы понятно, за что. Вторая схема — когда вы платите равными долями в течение всех месяцев. Вот по ней и возникают вопросы, поскольку она совершенно непрозрачная, — говорит эксперт. — Берется прошлый год, вычисляется нечто среднее, и вы по этим данным платите. А потом в конце года происходит перерасчет. Теоретически он может быть как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от того, холодной или теплой была зима. Но на практике почему-то почти всегда перерасчеты — только в большую сторону. С каждым таким случаем приходится отдельно разбираться.
Что делать:
- У нас есть государственная жилищная инспекция, одна из функций которой — контроль за правильностью начислений платежей. Можно писать обращения туда. Кроме того, буквально перед Новым годом были приняты поправки в Жилищный кодекс, где прописано, что гражданин может востребовать штраф за неправильные начисления с управляющей компании или ресурсников (в зависимости от того, кто выставил неправильно начисленные платежи). Штраф составляет 50% от суммы, которую начислили сверх положенного.
Надо написать претензию обидчикам — с требованием пересчитать начисленную плату и заплатить штраф. В течение 30 дней вам должны ответить: либо удовлетворить требования (на размер штрафа уменьшат плату за следующий месяц), либо письменно объяснить, почему плата начислена правильно.
- Сейчас законодательство меняется в сторону ужесточения для тех случаев, когда собственники по каким-то причинам сами активности не проявляют. Подготовлен целый пакет документов, цель которых — заставить УК работать более эффективно во всех случаях. В частности, упрощается порядок отзыва лицензии по инициативе Госжилинспекции, если УК допускает какие-то грубые нарушения. Например, нет договора на обслуживание газового оборудования или на обслуживание лифта, что просто чревато опасностями для жизни и здоровья людей.
Управдом, ау!
Вторая по частоте обращений проблема — недовольство своими управляющими компаниями. Гражданам не всегда понятно, что вообще они делают, кроме как собирают с них платежи. В подъездах — грязь, выбитые окна, на придомовой территории — еще хуже. А бывает и так, что управляющая компания с граждан деньги за коммунальные услуги собирает, а дальше банкротится (при этом деньги деваются неизвестно куда). За домом копится долг, хотя жильцы исправно за все платят…
Что делать:
Радикальный способ — сменить управляющую компанию, выбрав ту, которая будет работать лучше. Бытует мнение, что это практически невозможно. Однако даже опыт слушателей Радио «КП» свидетельствует: возможно.
«Двадцать лет нашим многоквартирным домом управляла одна управляющая компания, она ничего не делала для дома, только выставляла счета. Мы плюнули, перешли в другую. Так та за два года сделала ремонт во всех подъездах. Теперь нам обидно — что же мы раньше-то терпели и ничего не предпринимали», — поделился один из радиослушателей.
ВОПРОСЫ В ТЕМУ
Почему не вернуть старые тарифы
Отвечает исполнительный директор «ЖКХ Контроль» Светлана РАЗВОРОТНЕВА
- Почему нельзя вернуться к старой советской системе, когда были твердые расценки за газ, свет и прочее, и все, независимо от региона, платили одинаково. Почему это невозможно сейчас?
- Прелесть советской системы заключалась в том, что там редко происходили какие-то изменения. При этом стоимость коммунальных услуг была очень низкая, поскольку субсидировалась государством. Сейчас это малореально.
- Почему плата за общедомовое отопление рассчитывается исходя из моих квадратных метров, а не общедомовых?
- Сначала, конечно, считают площадь общедомовую. То есть чердаки, подвалы, лестничные клетки… Но для того, чтобы определить долю платежа каждого жильца, делят это на количество занимаемых им квадратных метров. У нас собственник несет ответственность за содержание общего имущества пропорционально количеству своих квадратных метров. Если у вас квартира в два раза больше, чем у соседа, вы вдвое больше платите за общедомовые нужды. Может, не самый хороший критерий, но уж так у нас предусмотрено в законе.
- Водоканал у нас в Саратовской области передали в концессию. Рост тарифа на три года в два раза превысит официальную инфляцию. Законно ли это?
- К сожалению, да. Коридоры роста платежей по коммунальным услугам в целом по региону у нас утверждает федеральное правительство. Но тарифы на конкретные виды ресурсов внутри региона устанавливает уже сам регион. И при этом возможны ситуации — в отдельных исключительных случаях — когда местным решением тарифы могут быть установлены так, что их рост значительно опережает инфляцию. Например, если до того они годами занижались. Или что-то передается в концессию (то есть в пользование частным инвесторам).
- В течение какого срока из управляющей компании должны дать ответ на обращение? Я жду уже два года.
- Вообще при направлении запросов в УК она должна давать ответ в течение 10 рабочих дней. Если какая-то аварийная ситуация, то немедленно.
ПОДСЧЕТ
Какие коммунальные проблемы больше всего волнуют россиян (% от количества обращений в 2017 году)
Рейтинг составлен на основе обращений граждан в «ЖКХ Контроль».
Источник: https://www.omsk.kp.ru