Игорь ХАРТМАН, генеральный директор ООО «Завод ЖБИ № 7»: «Главная наша особенность – мы делаем все. Даже если нам заказывают железобетонные изделия в количестве одной штуки»
Рынок недвижимости в Омске никак не может преодолеть сложный период, цены «замерзли», запасы нераспроданного жилья в новостройках у омских застройщиков не снижаются, строительный рынок в целом стагнирует, но все это, как считает руководитель и владелец Завода ЖБИ № 7 Игорь ХАРТМАН, означает лишь необходимость двигаться вперед, искать новые ниши, предлагать рынку уникальную продукцию. На минувшей неделе обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ пообщался с известным омским предпринимателем и расспросил его о том, что именно помогает Заводу ЖБИ № 7 сохранять оптимизм.
– Игорь Евгеньевич, насколько я помню, прошлый год ваше предприятие завершило не с самыми лучшими показателями…
– В 2016 году объемы производства у нас снижались, самый минимум был в ноябре-декабре, в целом мы в прошлом году сделали порядка 70% объемов 2015 года. Сейчас ситуация на строительном рынке тоже сложная, но уже стабильная, что не может не радовать. Начиная с весны мы свои производственные мощности загружаем почти полностью, производили порядка 4 тысяч кубов железобетонных изделий и 2-3 тысяч кубометров товарного бетона в месяц. В сравнении с предыдущим годом ожидаем рост не менее чем на 15%.
Естественно, оптимизируем производство, снижаем себестоимость продукции, расширяем номенклатуру изделий, находим другие рыночные ниши, которые по разным причинам не замечали раньше. У нас изначально было не массовое, а мелкосерийное производство, и сейчас за счет гибкости производственных линий мы имеем возможность решать почти любые проблемы заказчиков, можем по их чертежам изготовить колонны, ригели, шахты лифтов, вентблоки, плиты перекрытия. Были случаи, когда завод изготавливал железобетонные изделия даже в количестве одной штуки.
– Ассортимент расширяли в этом году?
– В этом году мы научились делать кольца с днищем. Наш заказчик, получив подряд на благоустройство территории Омского НПЗ, обошел все омские заводы ЖБИ, все отказались изготавливать для него эти кольца, а мы не отказались. Главная наша особенность – мы делаем все. Изготовили в этом году железобетонные балки для мостового перехода в городе Мегион. Вообще-то мы не специализируемся на производстве мостовых конструкций, тем не менее это уже третий наш мост. Перед этим мы поставляли элементы конструкции путепровода на улице 15-я Рабочая в Омске и моста в Усть-Лагатке Омской области. Из последних нестандартных заказов – специальные стеновые панели для здания нового цеха «Омского каучука».
– Цены на свои изделия снижаете?
– Снижая производственные издержки, мы снижаем и цены. Но все же чудес не бывает. Мы никогда не экономили на качестве, не снижали цену в ущерб репутации. Изделие, выполненное с учетом всех требований ГОСТа, не может стоить два рубля. Нельзя удешевить бетон без ухудшения его свойств.
– Сейчас многие строители говорят, что продажи нового жилья встали. Что происходит? Сложно поверить, что людям уже не требуются квартиры…
– Можно предположить, что покупатели устали от массового жилья, которое застройщики вводили все последние годы, и такое предположение, я думаю, будет близким к истине. Но все же проблема, как мне кажется, намного глубже, чем перепроизводство стандартных квадратных метров на омском рынке новостроек. Люди сегодня хотят получить не просто жилье, а уникальный продукт.
– То есть необходимо повышать привлекательность новостроек?
– Нужно повышать привлекательность всего города Омска. Это, конечно, сугубо мое личное мнение, но городским и областным чиновникам давно пора открыть свои служебные инструкции и прочесть, что там написано. Их обязанность в том числе создавать условия для комфортного и безопасного проживания. Можно ли сегодняшний Омск назвать удобным для омичей? Сильно сомневаюсь. Я часто езжу по улице Орджоникидзе, а там дома стоят за красной линией и проезжую часть перегораживают. И на улице 10 лет Октября аналогичная проблема, и на улице Герцена. Я понимаю, что нет у города средств выкупить эту недвижимость, но можно ведь изменить закон. Пусть владельцы домов, выходящих за красную линию, платят налог на землю по прогрессивной шкале, если они не хотят продавать свою собственность и идут наперекор интересам города. Мы хотим, чтобы к нам приезжали туристы, но даже не пытаемся привести город в порядок. У нас по всему городу страшные фасады, в том числе в частном секторе. И кто должен этим заниматься, если не власть? Должно быть так: открываем закон Омской области и читаем, что улицы Ленина, Герцена и Маркса являются, условно говоря, улицами первого сорта, а на таких улицах должны быть фасады отремонтированы и покрашены в определенный цвет. Почему никто не заставляет коллективных и частных собственников ремонтировать фасады своей коллективной собственности и малоэтажных домов? Нет денег, чтобы содержать общее имущество? Переезжай в другой дом, где затраты на содержание общего имущества ниже. Ущемлять права людей, конечно, не нужно, власть должна действовать экономическими методами.
– Но застройщики-то, на мой взгляд, тоже влияют на комфортность и красоту города. Или вы не согласны?
– Согласен, влияют. Поэтому мы и стараемся строить красивые и комфортные дома. Буквально на днях сдали в Авиагородке девятиэтажный четырехподъездный жилой дом с отдельно стоящим зданием детского сада на 80 мест. Сейчас готовим несколько проектов, среди которых есть два уникальных, на мой взгляд. Первый – это дом, который будем строить на бульваре Заречном, он называется «Мечта», второй – дом из двух башен на Красном Пути в районе Пятого театра, его мы назвали «Камертон». Площадки уже готовы. В начале 2018 года, я думаю, мы уже получим разрешение на строительство. Оба проекта и визуально хороши. Дома будут радовать своими фасадами, и они будут отвечать, я надеюсь, современным запросам по уровню комфорта проживания.
– Что вы имеете в виду под комфортностью? Какими характеристиками, на ваш взгляд, должен обладать дом, чтобы люди жили в нем с комфортом?
– Я имею в виду огороженную территорию, уютные дворы без машин, высокие потолки в квартирах, широкие коридоры в подъездах, в которых жильцы не выгораживают себе кладовки, многофункциональные детские площадки во дворах, входные группы, приспособленные для маломобильных людей, парковочные места в закрытом паркинге для каждой квартиры.
– Удивительное дело, все эксперты и застройщики говорят о стагнации на рынке жилья, но при этом строительство нового жилья в Омске не приостанавливается…
– Строительство-то продолжается, поскольку в нашей отрасли нельзя останавливаться, ну а проблемы возникают у всех на стадии продажи квартир.
– А вы как продаете?
– Используем новые технологии продвижения. В августе запустили новый официальный сайт предприятия – www.zgbi7.ru. Он мощный, быстрый, клиентоориентированный, с возможностью получить консультацию специалиста, с удобной мобильной версией. Как показывает статистика, количество обращений к нашему официальному сайту после его перезапуска быстро растет. На мой взгляд, невнимание к вопросам продвижения — это проблема всей нашей отрасли. Если компании-застройщики уже понимают необходимость иметь информационно насыщенные сайты в Интернете, то в сфере В2В все еще недооценивают важность для потребителей удобной информационной площадки. Что хочет знать покупатель железобетонных изделий? То же, что и любой покупатель любого продукта: информацию о товаре – наличие ЖБИ-изделий, ассортимент, размеры, цены, возможность доставки. В сфере В2В важна и информация о поставщике, здесь имидж компании играет более значимую роль, чем в сфере В2С. На нашем сайте можно увидеть и отзывы клиентов, мы ничего не скрываем.
– Сейчас все производственники возмущены постановлением 108-п, которое изменило порядок расчета аренды за землю, из-за него крупные арендаторы земли оказались должниками. У вас есть долги за землю?
– Нас, если честно, это постановление не коснулось. Мы тоже возмущены, мы солидарны с коллегами, но у нас земля, на которой расположен завод, давно в собственности. У нас изначально была территория в 9 га, мы сократились до 6 га, а потом выкупили этот земельный участок. Побудительным мотивом для выкупа земли было как раз ожидание возможного увеличения арендной платы. И мы не ошиблись, аренда подорожала.
Источник: http://kvnews.ru